“леет там, где нефть: 10 конфликтов, требующих внимани€ в 2013 году

“леет там, где нефть: 10 конфликтов, требующих внимани€ в 2013 году
 аждый год в нашем мире возобновл€ютс€ старые конфликты, разгораютс€ новые, а в некоторых местах ситуаци€ улучшаетс€. ¬от и 2013 год, и штормовых туч там предостаточно. √ор€чие точки, как старые, так и новые, будут создавать проблемы дл€ людей по всему миру, - пишет американский журнал Foreign Policy.

Ѕезусловно, в любом списке есть элемент произвольности, и список кризисов, за которыми надо наблюдать в 2013 году, ничем в этом плане не отличаетс€. ѕриоритеты одного человека другому могут показатьс€ чем-то второстепенным, а сигналы раннего предупреждени€ одного аналитика другому могут показатьс€ паранойей. ¬ некоторых ситуаци€х, в ÷ентральной јзии, например, превентивные действи€ по-насто€щему важны, поскольку сползани€ в хаос там пока не произошло. —ложнее предугадать, когда это произойдет, что станет причиной и поводом, и насколько серьезной окажетс€ ситуаци€. ¬ других местах, скажем, в —ирии, катастрофа уже началась, так что все разговоры о предотвращении там кризиса кажутс€ абсурдом. Ёто бессмысленно, разве что речь будет идти о недопущении эскалации и расширени€ этого кошмара.

ƒалее следует список из 10 главных кризисов в мире, куда не вошло продолжающеес€ насилие в ћексике, св€занное с наркотиками, тлеюща€ напр€женность в ¬осточно- итайском море, а также возможный конфликт на  орейском полуострове после ракетного пуска, произведенного ѕхень€ном. ј если эта смесь окажетс€ недостаточно взрывоопасной, в запасе есть новые руководители из  ита€, японии и с обеих сторон демилитаризованной зоны в  орее, которые вполне могут посчитать необходимым подкрепить свои националистические за€влени€ агрессивными действи€ми. я также не упоминаю предсто€щие выборы в «имбабве, продолжающуюс€ трагедию в —омали, а также разговоры о войне в ответ на иранскую €дерную программу. ¬се это с полным основанием можно было включить в список первой дес€тки.

—осредоточившись на отдельных странах, труднее вы€вить все те подводные течени€ и противоречи€, что возникают в многочисленных кризисах, с которыми мы можем столкнутьс€ в будущем году. ѕоэтому, прежде чем мы пойдем по списку, вот четыре кратких примера проблем, не ограничивающихс€ национальными границами.

¬ыборы, как нам известно, накладывают огромную нагрузку на хрупкие системы государственного устройства. Ёто всеобщее и долгосрочное благо может порождать конкретное и кратковременное зло. Ќа президентских выборах в ƒемократической –еспублике  онго в 2011 году справитьс€ с этим злом не удалось, и сегодн€шнее насилие в восточных провинци€х ƒ–  как минимум отчасти приводитс€ в действие несосто€тельностью государственной власти, котора€ по прошествии выборов еще больше усилилась. ¬нимание в будущем году будет приковано к  ении и «имбабве, поскольку нам предстоит узнать, как они справ€тс€ со своими приближающимис€ выборами, и как на это отреагирует регион и весь мир.

јналогичное противоречие лежит между двум€ долгосрочными преимуществами справедливости, такими как подотчетность и решение накапливающихс€ проблем, и действительностью, зачастую создающей непосредственную опасность. …емен, —удан, —ири€, Ћиви€,  ени€,  олумби€ – во всех этих странах дебаты на тему «справедливость или мир» нуждаютс€ в новом осмыслении.

–оль санкций в предотвращении конфликтов зачастую напоминает диалог глухих. —пособствовали ли санкции переменам в ћь€нме (котора€ также известна под названием Ѕирма), или ими просто наказали народ этой страны, а не правителей? Ќе создали ли они проблемы в «имбабве вместо того, чтобы стать двигателем перемен? » самое важное, как санкции помогут ослабить иранский €дерный кризис, если они подают “егерану сигнал о том, что их цель не изменить поведение режима, а сменить сам режим? ћожет, мировому сообществу не следует поддаватьс€ искушению и вводить санкции автоматически и по умолчанию в качестве ответа на любую возникающую ситуацию? —анкции могут быть эффективными, только когда они €вл€ютс€ составной частью общей и последовательной стратегии, а не ее заменой.

» наконец, два слова о власти закона. —лишком часто мы видим, как эта потрепанна€ фраза используетс€ в смысле «власть в законе». “о есть, правители-диктаторы задействуют €зык и атрибуты демократии, и используют закон дл€ преследовани€, но не дл€ защиты. ѕоэтому мировое сообщество имеет обыкновение обучать и укрепл€ть правоохранительные органы, которые, по мнению гражданского населени€, призваны защищать его, и не должны учитьс€ более действенным методам репрессий. ћировому сообществу надо про€вл€ть больше бдительности, след€ за этой шарадой, и удел€ть больше внимани€ сути правопор€дка. » в первую очередь, пон€тию равенства перед законом, а не просто его форме.

«аконы войны также нуждаютс€ в доработке и приведении в соответствие с мен€ющимс€ характером современной войны. ѕон€тие ассиметричных военных действий и лексикон «войны с террором» подвергают сомнению важнейшее различие между «комбатантами» и «гражданскими лицами». ƒа и технологии порождают все новые дилеммы. Ќесмотр€ на утверждени€ о хирургической точности, удары беспилотников привод€т к потер€м среди гражданского населени€, которые трудно измерить, и при этом одна из сторон вообще не имеет боевых потерь. ¬ некоторых случа€х беспилотные летательные аппараты принос€т больше вреда, чем пользы: они терроризируют население тех районов, по которым нанос€тс€ удары, и причин€ют ему глубокие травмы, из-за чего может усиливатьс€ поддержка радикальным группировкам.

ѕередать все это простым перечислением довольно сложно. » тем не менее, вот список ћеждународной кризисной группы (International Crisis Group), в котором представлены 10 главных глобальных угроз на предсто€щий год. Ќикаких приоритетов и последовательностей в нем нет; мы просто включили в него смесь из очевидных рисков и тех опасностей, которые, на наш взгл€д, пока тихо бурл€т, не вырыва€сь на поверхность. ј поскольку в душе мы оптимисты, в конце мы добавили три страны, где последние событи€ говор€т о том, что предсто€щий год может принести им мир, а не мучени€. „его мы, конечно же, желаем всем.

—удан

≈стественно, «суданска€ проблема» с отделением ёга в 2011 году никуда не делась. √ражданска€ война, подстегиваема€ концентрацией власти и богатства в руках немногочисленной элиты, продолжает досаждать этой стране, угрожа€ дальнейшим ее распадом. ѕротиворечи€ в р€дах прав€щей партии Ќациональный конгресс, рост народного недовольства и устойчивое ухудшение положени€ в экономике также способствуют тому, что страна эта сходит с рельс.

 ак это ни печально, 10 лет назад ситуаци€ была очень похожей, но тогда ’артум воевал с —уданским народно-освободительным движением (—Ќќƒ), представл€вшим весь юг страны, а сейчас государственна€ казна пустеет из-за продолжающейс€ борьбы против —уданского революционного фронта, ставшего объединением крупных группировок повстанцев из штатов ƒарфур, ёжный  ордофан и √олубой Ќил. ∆ертвами, как обычно, станов€тс€ гражданские лица, оказавшиес€ меж двух огней. ƒейству€ точно так же, как и на ёге, правительство использует в качестве инструмента дл€ торга гуманитарную помощь, по сути дела, превраща€ массовый голод населени€ в элемент своей военной стратегии.

≈динственное прочное и долгосрочное решение проблемы может быть только всесторонним и комплексным; к нему должны быть привлечены все стороны конфликта. »х нужно собрать вместе, чтобы решить, как примен€ть власть в этой обширной и разнообразной стране. ¬ долгосрочной перспективе сохранение статус-кво неприемлемо дл€ всех вовлеченных сторон – ведь это непрекращающа€с€ война, миллионы беженцев, миллиарды, потраченные на помощь. ѕроблему надо решать раз и навсегда; партии Ќациональный конгресс и международным игрокам придетс€ приложить гораздо больше усилий, чем в прошлом. ѕри этом прав€ща€ парти€ —удана должна предложить подлинный и всеохватывающий диалог с участием всех сторон, а международное сообщество – экономические и политические стимулы.

“урци€ /  урдска€ рабоча€ парти€

’олодна€ погода в горах этой осенью и зимой замедлили ход боевых действий воюющего на прот€жении многих дес€тилетий повстанческого движени€, называющего себ€  урдской рабочей партией, однако предзнаменовани€ на весну 2013 года выгл€д€т угрожающе. — момента возобновлени€ нападений  урдской рабочей партии уже погибло 870 человек, и силы безопасности “урции в середине 2011 года возобновили свои контртеррористические операции. Ёто самые крупные потери в данном конфликте с 1990-х годов.

ѕолитическа€ напр€женность в “урции также нарастает, поскольку действующа€ легально курдска€ ѕарти€ мира и демократии все чаще становитс€ на сторону  урдской рабочей партии. ѕремьер-министр –еджеп “айип Ёрдоган пригрозил лишить депутатов парламента от этой партии иммунитета от судебного преследовани€, а государство с 2009 года арестовало несколько тыс€ч курдских активистов, обвинив их в терроризме, хот€ многим из них никакие обвинени€ в насильственных действи€х не предъ€влены. “урецкое правительство также прекратило секретные переговоры, которые оно вело с  урдской рабочей партией с 2005 по 2011 год, и отказалось от большинства «демократических инициатив», дававших надежду на укрепление равенства и справедливости дл€ 12-15 миллионов турецких курдов, составл€ющих 20% населени€ страны.

√осударство еще может привлечь на свою сторону большую часть турецких курдов, если объ€вит о проведении всесторонних реформ. —реди них должны быть инициативы об обучении на родном €зыке, изменени€ в законе о выборах с целью снижени€ избирательных барьеров и уменьшени€ преп€тствий дл€ финансировани€, децентрализаци€ 81 турецкой провинции, а также отказ от любой дискриминации, закрепленный в конституции страны и в ее законах. ѕравительство также должно выработать меры по прекращению огн€, призыва€ повстанцев прекратить нападени€, отказатьс€ от крупномасштабных военных операций, в том числе, от авиационных ударов, и противосто€ть требовани€м об усилении мер вооруженного возмезди€.

ќднако веро€тность кардинального разворота на 180 градусов невелика. ѕохоже, Ёрдоган хочет одержать победу на президентских выборах в “урции в 2014 году, и дл€ этого он уже начал весьма решительно солидаризироватьс€ с правыми и националистически настроенными избирател€ми. ¬ р€дах  урдской рабочей партии все больший вес набирают воинственные фракции, воодушевленные успехами своих союзников в —ирии. —корее всего, в 2013 году они продолжать свои попытки удерживать районы на юго-востоке страны и осуществл€ть нападени€ на символы турецкого государства.

јфганистан

јфганское правительство, пораженное фракционной борьбой и коррупцией, совершенно не готово вз€ть на себ€ ответственность за поддержание безопасности в стране после вывода в 2014 году американских и натовских войск. ќтношени€  абула с ¬ашингтоном в 2012 году продолжали ухудшатьс€, особенно в феврале, когда было убито большое количество людей после сообщений о том, что американские военнослужащие сожгли дес€тки  оранов и прочих материалов религиозного содержани€, и в марте, когда американский солдат –оберт Ѕейлс (Robert Bales) расстрел€л в южной провинции  андагар 17 сельских жителей, в том числе, 9 детей. ¬олна нападений со стороны афганских военнослужащих и полицейских привела к усилению недовери€ между военачальниками јфганистана и —Ўј, а инциденты со стрельбой по своим подрывают моральный дух военнослужащих из јфганских национальных сил безопасности.

ѕредсто€щие политические изменени€ в  абуле, пожалуй, еще важнее дл€ будущего этой страны и окружающего региона. ’от€ президент ’амид  арзай просигнализировал о намерении благородно покинуть свой пост, когда в 2014 году закончитс€ его срок, остаютс€ опасени€, что он попытаетс€ напр€мую или опосредованно сохранить свое вли€ние на расстановку сил после выборов. «аслуживающие довери€ выборы в јфганистане, чего эта страна пока не видела, способны помочь в формировании некоего общенационального консенсуса и повысить доверие народа к правительству и его способност€м.

Ћучша€ гаранти€ афганской стабильности это обеспечение верховенства закона в переходный военно-политический период в 2013 и 2014 году. ≈сли руководству не удастс€ этого добитьс€, предсто€щий решающий период закончитс€ глубокими разногласи€ми и конфликтами в р€дах прав€щей элиты, чем не преминет воспользоватьс€ партизанское движение под руководством талибов. ¬ худшем случае результатом может стать раскол сил безопасности и начало длительного и напр€женного внутреннего конфликта. Ќекоторые возможности дл€ достижени€ подлинного прогресса остаютс€ – и нам надо наде€тьс€ на это – однако временные рамки дл€ начала активных действий посто€нно сужаютс€.

ѕакистан

јтаки с применением беспилотников в 2012 году продолжали создавать напр€женность в отношени€х между —Ўј и ѕакистаном, хот€ в начале июл€ эта страна вновь открыла пути снабжени€ натовских войск после того, как —оединенные Ўтаты принесли извинени€ за приведшее к гибели людей нападение на пакистанских солдат в но€бре 2011 года. Ќалицо также определенный политический прогресс между ѕакистаном и јфганистаном. ƒве страны в декабре совместно обратились к талибам и прочим партизанским группировкам с предложением разоружитьс€ и начать переговоры о мире.

¬ 2013 году в ѕакистане должны состо€тьс€ выборы, и поэтому пакистанскому правительству и оппозиции необходимо в срочном пор€дке осуществить ключевые реформы в избирательной комиссии, чтобы закрепить переход к демократии. ѕрав€ща€ ѕакистанска€ народна€ парти€ и ее главный соперник из парламентской оппозициии ћусульманска€ лига Ќаваза Ўарифа (Nawaz Sharif) должны отложить в сторону политические разногласи€ и сосредоточить усили€ на том, чтобы назойливые военные не подрывали демократическую жизнь. ¬се чаще вмешивающейс€ в дела страны судебной власти, как будто зациклившейс€ на своем стремлении к дестабилизации политического пор€дка, также нельз€ позвол€ть ослабл€ть шансы ѕакистана на первую мирную передачу власти посредством честных выборов от одного избранного правительства другому.

√уманитарный кризис в ѕакистане также требует безотлагательного внимани€ властей страны и мирового сообщества. –азрушительные наводнени€, происход€щие в стране три года подр€д, угрожают жизни миллионов людей, а сотни тыс€ч жителей были вынуждены покинуть свои места проживани€ из-за боевых действий и военных операций. Ёти идущие рука об руку кризисы дали радикальным исламистским группировкам ѕакистана удобную возможность дл€ вербовки сторонников и усилили потенциал конфликтов. ѕосле начала демократического перехода в ѕакистане в 2008 году были достигнуты определенные успехи, однако в 2013-м предстоит сделать гораздо больше дл€ налаживани€ федеральной и провинциальных систем реагировани€ на чрезвычайные ситуации и ликвидации последствий.

—ахель: ћали, Ќигери€ и далее

¬ 2012 году нестабильность в странах јфрики южнее —ахары серьезно усилилась по целому р€ду направлений, и попытки сдержать эту тенденцию будут занимать важное место в де€тельности многих стран в 2013 году. ¬озглавл€ет список региональных проблем ћали, где в марте произошел военный переворот, приведший к свержению правительства, а сепаратисты и св€занные с «јль- аидой» фундаменталисты захватили север страны.

¬ предсто€щем году придетс€ проводить крайне необходимую международную интервенцию в ћали, и что еще важнее, начинать политический процесс воссоединени€ страны. „то касаетс€ интервенции, то Ёкономическое сообщество западноафриканских государств Ё ќ¬ј— и јфриканский —оюз уже утвердили миссию численностью 3300 военнослужащих, котора€ поможет этому государству вырвать контроль над северной частью страны из рук боевиков-исламистов. “еперь свое официальное разрешение на такие действи€ должен дать —овет Ѕезопасности ќќЌ.

»з-за страха перед бесконечной интервенцией очень многие про€вл€ют нежелание направл€ть международные силы в обширную пустыню на север ћали. ќднако опасность от безздействи€ не менее серьезна. „тобы разместить в стране войска, понадобитс€ какое-то врем€. “очно так же немало времени понадобитс€ и на то, чтобы отдельна€ мисси€ ≈— провела крайне необходимую перестройку и обучение малийских воинских формирований.

„то касаетс€ политической стороны проблемы, необходимо сделать так, чтобы процесс воссоединени€ страны включал все силы. Ќекоторые из групировок, контролирующих север страны, необходимо исключить, ибо они террористы и не заинтересованы в участии в переговорах. ƒругие могут про€вить больше готовности к достижению договоренностей. ќднако многое будет зависеть от политического и военного руководства ћали, которое до сих пор нетвердо держитс€ на ногах после того, как военные в декабре вынудили уйти в отставку исполн€ющего об€занности премьер-министра. Ќовый премьер, предположительно пользующийс€ большим дооверием, может наладить национальный диалог, нацеленный на создание дорожной карты по урегулированию политического кризиса в ћали и по подготовке выборов в 2013 году. Ќо поскольку руководители военного переворота про€вл€ют тревожную склонность к вмешательству в гражданскую политическую жизнь, будущее этой страны остаетс€ неопределенным.

¬ регионе —ахель также имеет место другой тревожный конфликт, развернувшийс€ в северной Ќигерии. “ам радикальна€ исламистска€ группировка «Ѕоко харам» в последние годы уничтожила тыс€чи человек. ѕравительство в ответ неубедительно и сбивчиво говорит о возможных переговорах, и в то же врем€ проводит жестокие действи€ по обеспечению безопасности, действу€ порой без разбора. ј это ведет к расширеннию насили€ и к приходу все новых новобранцев в р€ды экстремистов. Ѕез согласованных и упорных действий, а также без решительных изменений в государственной политике в 2013 году в северной части Ќигерии можно будет ждать нового кровопролити€.

ƒемократическа€ –еспублика  онго

¬ апреле 2012 года на востоке произошел м€теж повстанцев из группировки ћ23 – вернее, бывших повстанцев, которые стали военными, а потом снова превратились в повстанцев. Ёто создало отчетливое ощущение дежа вю. ѕосле долгих лет конфликта региональные и международные актеры вынуждены оп€ть сдерживать силы м€тежных повстанцев, которые вроде бы выдвигают требовани€ внутреннего характера, но €вно пользуютс€ внешней поддержкой. »дет борьба за предотвращение очередной региональной войны в ƒ– . ѕоследстви€ новой волны насили€ оказались трагическими дл€ мирного населени€, поскольку все чаще по€вл€ютс€ сообщени€ о широкомасштабных нарушени€х прав человека, о казн€х без суда и следстви€ в гражданском обществе, а также о массовом бегстве местного населени€.

Ѕлагодар€ посредническим усили€м ћеждународной конференции региона ¬еликих озер, боевики ћ23 ушли из восточного города √ома, и были начаты мирные переговоры. ќднако опасность повторени€ м€тежа и масштабного насили€ сохран€етс€. ѕредыдущие попытки реконструкции после конфликта в ƒ–  не увенчались особым успехом. Ѕез должного давлени€ на правительство ƒ–  и на поддерживаемых –уандой м€тежников с целью проведени€ жизненно важных реформ государственного управлени€ и налаживани€ открытого политического диалога печальна€ истори€ гражданского конфликта в  онго, скорее всего, продолжитс€ и в 2013 году.

√нетуща€ ситуаци€ в  онго должна заставить международное сообщество критически взгл€нуть на собственное поведение. ѕрошло дес€ть лет с тех пор, как оно вз€ло на себ€ обширные об€зательства по укреплению стабильности в ƒ– , по приданию легитимности правительству в  иншасе и по защите гражданского населени€ на востоке. Ќо ситуаци€ в этой стране мен€етс€ только в худшую сторону. ѕравительство президента ƒжозефа  абилы не пользуетс€ национальным признанием, граждане восточных провинций  иву не защищены, несмотр€ на присутствие там крупнейших миротворческих сил ќќЌ, а целостность страны находитс€ под угрозой по прихоти соседей с их хищническими настроени€ми.

 ени€

Ќесмотр€ на реформы по преодолению недостатков и последствий насили€, которое имело место на выборах 2007 года в  ении, структурные причины дл€ продолжени€ конфликта в стране сохран€ютс€. Ѕезработица среди молодежи, бедность и неравенство очень сильны, реформы в области безопасности заторможены, а споры из-за земли продолжают усиливать межэтническую пол€ризацию. «апланированные на март 2013 года выборы приближаютс€, а риск политического насили€ чрезвычайно велик.

ƒва главных претендента на президентский пост ”хуру  ень€тта (Uhuru Kenyatta) и ”иль€м –уто (William Ruto) обвин€ютс€ в совершении преступлений против человечности, и в апреле 2013 года они должны предстать перед ћеждународным судом. Ёто порождает надежду на то, что в стране, наконец, предприн€ты серьезные попытки по ликвидации многолетней безнаказанности политической элиты. Ќо эти уголовные дела могут столь же легко погасить надежду на подотчетность власти, если они усил€т этническую напр€женность или зап€тнают политических оппонентов, вызвав новый цикл насили€.

“о, что в  ении президентом или вице-президентом будет подсудимый, создаст серьезнейшие последстви€ как дл€ ее международных отношений, так и дл€ внутренних реформ. ¬ыборы 2013 года, скорее всего, будут проходить на фоне угроз нападени€ со стороны базирующейс€ в —омали группировки боевиков «јш-Ўабаб» и протестов сепаратистов из –еспубликанского совета ћомбасы. » то, и другое может спровоцировать ответную реакцию, направленную против многочисленной общины сомалийцев и мусульман, проживающих в  ении. ј это грозит дальнейшей дестабилизацией страны, которую ждет и без того непростой год.

—ири€ и Ћиван

 онфликт в —ирии продолжаетс€, принима€ отвратительные формы, и така€ ситуаци€ наверн€ка сохранитс€. –ежим доказал, что свергнуть его будет трудно, а ликвидировать его врагов оказалось еще труднее. ’от€ представители этого региона и других стран ведут разговоры о предсто€щем падении режима, первоначальный этап после ухода јсада будет чрезвычайно опасен, причем не только дл€ сирийского народа, но и дл€ Ѕлижнего ¬остока в целом. ƒаже пережить зиму будет трудно, потому что многие сирийцы оказались в числе перемещенных лиц, бежав от насили€, целые кварталы стерты с лица земли, государственные институты все больше разрушаютс€, а международной помощи €вно не хватает.

ƒействи€ президента Ѕашара аль-јсада в отношении тех, кто выступает против его власти, разрывают сирийское общество на части. ¬ ответ происходит постепенна€ радикализаци€ оппозиции, а это еще больше загон€ет ситуацию в порочный круг насили€, в котором обе стороны все чаще полагаютс€ на военную силу, отказыва€сь от политических решений. ¬ религиозных и политических общинах —ирии происходит все больша€ пол€ризаци€, а сторонники режима упорно сопротивл€ютс€, действу€ все более жестоко, по принципу «убивай, или убьют теб€», поскольку опасаютс€ крупномасштабных акций возмезди€ в случае падени€ режима јсада.

—жигающее —ирию насилие создает благопри€тные услови€ дл€ укреплени€ позиций бескомпромиссных исламистов-суннитов, которым удалось сплотить вокруг себ€ тех, кто разочаровалс€ в «ападе. Ќе в последнюю очередь такое усиление происходит благодар€ финансированию, которое они получают из стран ѕерсидского залива, и военной помощи и знани€м джихадистов из разных стран. „тобы изменить эту пагубную тенденцию, оппозиции необходимо изложить более убедительную и менее нигилистическую концепцию будущего —ирии. ј членам мирового сообщества нужно координировать свои действи€, перевод€ борьбу в —ирии из плоскости губительных военных действий в плоскость политического урегулировани€.

—ирийский конфликт неизбежно переходит через границы страны, перетека€ в Ћиван, особенно в св€зи с тем, что он обретает черты межконфессиональной войны. ќпыт истории не сулит ничего хорошего, ведь Ѕейрут почти всегда находилс€ под вли€нием ƒамаска. ¬ этих услови€х исключительно важно, чтобы ливанские руководители обратились к устранению основополагающих недостатков в структуре их государственного управлени€, котора€ способствует усилению фракционной борьбы и делает страну незащищенной от хаоса по соседству.

÷ентральна€ јзи€

Ётот регион готов предоставить целый список стран, оказавшихс€ на грани. “аджикистан перемещаетс€ в 2013 год, не показав ничего хорошего в году уход€щем. ќтношени€ с ”збекистаном по-прежнему ухудшаютс€, а внутренние споры гроз€т усилением сепаратистских амбиций в √орном Ѕадахшане. Ёта удаленна€ от центра и наход€ща€с€ в горах восточна€ провинци€ не любит центральное правительство в ƒушанбе, и така€ непри€знь к нему существовала еще до того, как правительственные войска начали борьбу с местными боевиками, многие из которых €вл€ютс€ ветеранами гражданской войны в “аджикистане. ƒушанбе называет этих боевиков членами организованной преступности. Ќекоторые из них, в том числе, один полевой командир, служили в таджикских пограничных войсках. —реди боевиков есть и жители ’орога, которых когда-то называли обманутой антиправительственной пропагандой молодежью. (Ётот район давно уже с большим недоверием относитс€ к центральному правительству.)

¬  иргизии ситуаци€ не лучше. ќна по-прежнему не обращает внимани€ на разрастающуюс€ межэтническую напр€женность и проблемы с правопор€дком на юге, а администраци€ президента так и не может утвердить долгожданную политику в вопросах межнациональных отношений. ¬ласть центрального правительства в ќшской области постепенно слабеет, а мировое сообщество снова не про€вл€ет особого интереса к первым сигналам тревоги.

ј в ”збекистане нормой остаютс€ широко распространенные и систематические нарушени€ прав человека. —итуацию усугубл€ет отсутствие политической преемственности, поскольку непон€тно, кто придет к власти после ухода со сцены 74-летнего президента »слама  аримова. Ёто готовый рецепт новых беспор€дков в регионе. Ќо пока —оединенные Ўтаты не выведут свои последние подразделени€ и технику из јфганистана, этот вопрос вр€д ли серьезно заинтересует ¬ашингтон.

≈сли возникшие тенденции сохран€тс€, насилие ждет в наступающем году и  азахстан. ¬ 2012 году в западной и южной част€х страны было совершено рекордное количество терактов неизвестными ранее группами джихадистов. ѕопытки јстаны предстать в образе непоколебимого корабл€ в региональном море непредсказуемости обречены на провал в св€зи с тем, что в этой стране протестующих убивают, а активистов бросают за решетку. —оциально-экономические невзгоды также могут навредить  азахстану.

»рак


ѕо мере сползани€ —ирии в хаос все острее затачиваютс€ ножи и активнее стро€тс€ боевые пор€дки в »раке. ѕравительство шиитов во главе с Ќури аль-ћалики решило встать на сторону »рана, –оссии и  ита€ в попытке предотвратить перекройку региона суннитскими странами ѕерсидского залива, “урцией и —Ўј.

ћалики неоднократно ссорилс€ с другими религиозными и этническими группами »рака, усилива€ свой контроль над политическими институтами власти и над силами безопасности. —воими действи€ми он нарушил Ёрбильское соглашение от 2010 года, которое предусматривает ограничение полномочий премьер-министра и равномерное распределение власти между шиитскими, суннитскими и курдскими парти€ми.

—ейчас ћалики встречает сопротивление не только со стороны главы курдского региона ћасуда Ѕарзани (Masoud Barzani), но и со стороны своих суннитских и нерелигиозных оппонентов. — ним не согласен даже клерикал ћуктада —адр (Muqtada Sadr), принадлежащий к лагерю шиитских исламистов ћалики. ”худшение здоровь€ президента ƒжал€л€ “алабани (Jalal Talabani), ставшего главным посредником в споре между Ѕагдадом и Ёрбилем, усилит политическую неопределенность в наступающем году. ћасла в огонь добавл€ет и «јль- аида», продолжающа€ разрушать относительное спокойствие в стране своими опустошительными нападени€ми. ћалики €вно утратил доверие значительной части иракских политиков, которые обвин€ют его в склонности к диктаторской власти в неопределенных временных рамках. Ќо попытки вынести ему вотум недовери€ в парламенте потерпели неудачу, поскольку в р€дах противников ћалики налицо глубокие разногласи€.

¬ такой ситуации ћалики, по сути дела, становитс€ временным премьер-министром, ждущим следующих выборов, которые состо€тс€ в 2014 году. Ёто создает мощные предпосылки дл€ активизации насили€; а в услови€х возможного разрастани€ гражданской войны с религиозным оттенком в соседней —ирии напр€женность в »раке вполне может усилитьс€, привед€ страну в 2013 году к новому витку внутренней вражды.
  • ƒата публикации: 09.01.2013
  • 1043
ќќќ Ђƒ≈Ћќ¬џ≈ —»—“≈ћџ —¬я«»ї
ќтраслевой информационно-аналитический портал, посв€щЄнный энергетике Ѕеларуси. јктуальные новости и событи€. ѕодробна€ информаци€ о компани€х, товары и услуги.
220013
–еспублика Ѕеларусь
ћинск
ул. ул. Ѕ. ’мельницкого, 7, офис 310
+375 (17) 336 15 55 , +375 (25) 694 54 56 , +375 (29) 302 40 02 , +375 (33) 387 08 05
+375 (17) 336 15 56
info@energobelarus.by
ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

ЁнергоЅеларусь

191611654
5
5
1
150
150